О себе

 

                                            Эссе на тему «Я есть, потому что есть мы»

                                                      «23 года – как одно мгновение…»

                                             «Когда человек не знает, к какой  пристани  он держит                                                                             путь, ни один ветер для него не будет  попутным".                                                                                                                    Луций Анней Сенека

 

     У каждого человека остаются свои воспоминания о детстве. Сколько себя помню, с самого раннего детства я мечтала стать учителем. Во дворе, где я росла, было много ребят и любимой нашей игрой была «школа». Мы с раннего утра собирались все  вместе, старшие дети учили младших писать и считать. Шло время, и наконец, роль «учителя» досталась и мне. Тогда, давно, я уже чётко сделала для себя выбор профессии. Да и все мои бабушки, тёти, сёстры по отцовской линии были учителями и воспитателями. Видимо «педагог» был заложен в моих генах изначально, и другого пути в жизни я не представляла.
     Я окончила педагогическое училище с красным дипломом и работала в детском саду, где мамы и папы каждое утро приводили своих детишек в группу, а вечером их, счастливых, забирали домой. Тогда я  и представить себе не могла, что судьба приготовила мне другое предназначение…

     В 2000 году я переехала на новое место жительства, в город Саянск и случайно узнала, что в «Саянский детский дом интернат для умственно отсталых детей» нужны воспитатели. И я решила попробовать: «Вдруг получится?»

     И вот первый рабочий день. Было немного страшно. Какие они, дети в этом детском доме? Как они меня примут? Какие первые слова сказать детям? Как пройдёт этот день?

Конечно, не сразу всё получалось. Ребята приглядывались ко мне, а я пыталась понять, о чём же они думают. Каких только проверок не устраивали мне мои воспитанники. Во многом мне помогли тогда мои старшие наставники – педагоги, которые работали в детском доме не один год. Они научили меня принимать детей такими, какие они есть, помогли в планировании организации работы, составлении программ и планов.

Пришлось привыкать к тому, что дети в детском доме имеют особенности психического и физического развития. В связи с этой проблемой от меня, помимо специфических профессиональных навыков, требовались определённые личностные качества, позволяющие принимать каждого особого ребёнка не выделяя его из общего коллектива. Такой подход позволил мне выстроить гармоничные, дружеские отношения с моими детьми. Ведь благоприятная социальная атмосфера в группе – это самое главное в работе педагога. А слово «мама», которым называют меня дети, я ношу с гордостью и стараюсь в полной мере его оправдать.  Воспитатель в детском доме – это самый главный человек, потому что именно от него зависит всё, что происходит в группе или с каждым ребенком в отдельности. Конечно, приходится ежедневно решать мелкие и крупные бытовые проблемы – вовремя накормить, одеть, обуть, позаниматься. И вечером, как в детском саду, дети  не уходят домой, они живут в детском доме. Это тоже накладывает определенный, причем негативный отпечаток на их жизнь. И многое зависит от воспитателя, каким вырастет человек, что будет заложено в его душу. Конечно, воспитатель в детском доме не только мама, а самый близкий человек, которому можно довериться. Каждому педагогу на собственном опыте приходится находить свой оптимальный уровень близости. Случайные люди здесь просто не задерживаются надолго, остаются только «те самые». Не каждый сможет вкладывать свою душу, тратить время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей.

     С первого моего рабочего дня прошло больше двадцати лет. Много разных событий произошло за эти годы работы в детском доме интернате. Но на протяжении всех этих лет я по-прежнему остаюсь самым близким человеком для своих подопечных ребятишек. Ведь только глядя в детские глаза, понимаешь, что именно ты закладываешь ростки будущего, поддерживаешь их своей любовью, вселяешь уверенность, стараешься привнести в их жизнь все то, чего они были лишены в родной семье. Я горжусь тем, что нужна детям, что они меня любят. Счастливая сияющая улыбка на лице ребятишек - высшая награда за мой труд! И поэтому я делаю для них и буду делать всё, что умею.

     Несмотря на отклонения в развитии, многие мои выпускники добились успехов во взрослой жизни. Кто то создал свои семьи и живут  и работают, воспитывают своих детей, дают им любовь и заботу, которую когда – то дарили им  в нашем детском доме. Слёзы наворачиваются на глаза, когда видишь достижения наших выпускников – спортсменов. Следя за судьбами покинувших детский дом детей, испытываю чувство гордости за то, что сумела стать для ребят хорошим другом и наставником. Когда я общаюсь с ними по телефону или в социальных сетях, мои  дети  всегда говорят слова благодарности за всё, чему я их научила. А когда мы встречаемся, то часто вспоминаем их детские проказы, смешные случаи. В это время я всегда ловлю себя на мысли, что не напрасно тогда, 23 года назад я вошла в эту дверь.

     Сейчас в «Детском доме интернате для умственно отсталых детей» ежедневно  кипит работа. Нашим ребятам оказываются социально – бытовые, психологические,  педагогические, образовательные, медицинские, правовые услуги. С детьми работают профессионалы во всех направлениях обслуживания. А главное, что все, кто окружают наших ребят, отдают им не только свой профессионализм, но и любовь и тепло своих сердец, что не маловажно в работе в детском доме. Никто не отрицает трудность нашей работы, но как нас радуют успехи наших воспитанников. Всегда чувствую себя частью нашей большой, дружной «детдомовской семьи». Я понимаю, что от результатов труда всего коллектива, в том числе и моей работы, зависит то, какими наши дети покинут стены детского дома.

     Как бы трудно и тяжело порой  ни было, никогда не жалела о том, что выбрала именно эту дорогу в своей жизни. Я очень люблю свой коллектив, свою работу! Выполняю ее с радостью, достойно, так, как считаю нужным, так, как подсказывает мне мое сердце. Я думаю, что мои коллеги испытывают то же самое. Ведь все мы живем нашим детским домом. И когда мы вместе – мы можем всё!

 

Вся наша жизнь – любимая работа!
 Какие б камни на пути не суждены, 
 Несу я в детский дом любовь, заботу.
 И  Я есть, потому, что есть все МЫ!