«Семья – это
та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро».
В.А. Сухомлинский.
Семейное воспитание детей в условиях нашего детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Всем известна роль семьи в жизни человека. Это первый коллектив ребёнка, где он развивается и где закладываются основы его взрослой жизни, его будущее. Дети, которые волей судьбы не имеют семьи, основы взрослой жизни получают в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, например, в детском доме.В Саянском детском доме интернате для
умственно отсталых детей воспитываются
мальчики и девочки, попавшие сюда из различных
жизненных ситуаций и имеющие особенные возможности физического и
психического здоровья. Конечно, детский дом, педагоги, создаваемые условия
проживания не могут заменить нашим детям полноценную семью.
В
связи с этим наши специалисты ведут поиск таких педагогических средств, которые
не компенсируют отсутствие семьи, а
создают те условия, в которых ребенок адекватно
социально развивается, несмотря на отсутствие семьи. Очень важно, чтобы у наших
воспитанников не создавалось искаженное
представление о семье. Мы создаём отношение заботы, сотрудничества, поддержки и
взаимной ответственности. Это стало основными принципами формирования социальности
ребенка в нашем учреждении.
Формирование у детей детского дома
семейных ценностей – это комплекс мер психолого-педагогического характера,
направленных на выстраивание у воспитанников адекватного представления о семье,
ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на развитие умений и навыков, помогающих в преодолении
этих трудностей.
Главная задача педагогов -
индивидуальный подход к детям, принятие их такими, какие они есть,
проявление сочувствия, сопереживания,
умение радоваться успехам каждого, а так
же создание отношения
доброжелательности, взаимопомощи среди детей внутри нашего детского дома и в
каждой группе детей в отдельности.
Организация проживания детей в детском
доме максимально приближена к семейной обстановке: разновозрастные группы детей
(от 4 до 18 лет) проживают в отдельных помещениях (блоках). Каждый блок имеет своё название: «Хозяюшки»,
«Олимп», «Радуга», «Непоседы» и др. В каждом блоке проживают группы детей,
которые, в свою очередь, тоже имеют свои названия – «Милашки», «Веснушки»,
«Лидер», «Улыбка» и др.
У каждой группы есть своя игровая комната для игр и отдыха, спальная, хозяйственно
- санитарный блок. В каждой игровой комнате есть всё необходимое для создания в
сознании ребенка целостного образа дома, для формирования у детей социально
необходимых представлений о хозяйственно - бытовой жизни: телевизор, компьютер,
мебель, магнитофоны, ковры, бытовая
техника, книги, игрушки, комнатные растения. Любые формы работы строятся через
общение и взаимодействие младших и старших, детей и взрослых.
В группах, где есть разновозрастные
дети, каждый ребёнок быстрее адаптируется, привыкает к выполнению определенных
обязанностей (учеба, самообслуживание, забота старших о младших), и этому способствует
весь уклад жизни детей. Объединение детей в разновозрастные группы, закрепление
за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает
к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души, формирует
определенные положительные традиции, создает свои семейные ритуалы. Старшие
ребята совместно готовят уроки, помогают малышам в выполнении гигиенических
моментов, помогают застилать кровать, одеваться на прогулку, играют с ними, что
формирует ответственность старших детей по отношению к младшим. Такой
благоприятный психологический климат обеспечивает каждому ребенку чувство
защищенности в стенах детского дома, что
особенно важно для детей, лишенных семьи.
Педагоги отмечают, что наиболее весомое
воздействие на сплочённость детей в группе оказывает совместный труд. Труд
самообслуживающий, труд хозяйственно бытовой, труд в природе.
Для каждой категории детей в детском
доме педагогами разработаны и апробированы
реабилитационно-воспитательные
программы по формированию
семейных традиций: «В кругу семьи», «Лучшая семья», «Семья и Я», «Моя дружная
семья». Эти программы направлены на создание
в детском доме – интернате условий для развития социальных умений общения
и способствуют формированию у воспитанников детского дома понятия «семейные
ценности». Программы распределены с учётом возрастных и психофизических
особенностей развития детей, уровня их знаний, умений и навыков и включают в
себя занятия творчеством, беседы, сюжетно ролевые игры, семейные праздники.
Большое внимание уделяется
способствование адекватной поло
ролевой самоидентификации детей и
подростков (гендерному воспитанию).
Педагоги понимают каждого ребёнка и помогают
ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. У
детей формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что
мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к
полу не изменится. А так же формируются
представления о «женских» и «мужских» видах деятельности,
эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.
Педагогами организуются семейные походы,
экскурсии по достопримечательным местам города Саянска, в библиотеки, музеи,
выставочные залы, промышленные предприятия. Получатели социальных услуг посещают кинотеатры, выездные представления,
конный дворик, эко ферму села Кимильтей.
Возрождаются традиционные семейные дела:
вязание, вышивание, аппликация,
совместный просмотр ТВ - передач, детских фильмов, обмен мнениями, игры в кругу семьи,
празднование значимых событий. Особенно сближают ребят семейные праздники:
встреча Нового года, Рождество, гадания в Крещенский вечерок, дни рождения
взрослых и детей, проводы в школу, день защиты детей, встреча гостей, изготовление и дарение
подарков, праздничные чаепития с добрыми беседами. Прививается любовь к
семейным русским народным обычаям и традициям.
Детям в детском доме предлагается на
выбор принадлежность к различным конфессиям. Все воспитанники выбирают православие.
Тесное сотрудничество с Саянским Благовещенским храмом оказывает большое влияние на духовно –
нравственное воспитание личности наших детей, что очень важно для нашей большой
детдомовской семьи. Дети посещают храм,
соблюдают христианские православные традиции, празднуют праздники. В детском доме
оборудована и освещена молельная комната, в которой есть небольшой иконостас.
Наши попечители и прихожане храма – наши добрые старые друзья. Они часто
навещают наших детей, общаются с ними, дарят подарки.
Чтобы наши дети имели представление о доме и о семье, педагоги и другие
сотрудники детского дома приглашают их в гости, где воспитанники могут воочию
увидеть домашнюю обстановку, попить чаю, побеседовать и посекретничать с
взрослыми. Практикуется гостевая семья,
где дети навещают своих родственников. Проходят традиционные встречи ребят
детского дома и бывших выпускников, проживающих в психоневрологических
интернатах, где сёстры и братья имеют
возможность встретиться и пообщаться.
Дети с большим удовольствием готовят для
друзей и взрослых семейные представления на основе сказок. Педагоги стараются
вовлекать в сказочные инсценировки, как мобильных ребят, так и детей с
ограниченными возможностями движений.
Хорошей
традицией в детском доме являются «Вечера домашнего чтения», когда по вечерам
дети читают свои самые любимые
произведения. В группах, где проживают не читающие ребята, книги читают
воспитатели. Это очень сближает детей и взрослых, создаёт в группе тёплую семейную
атмосферу. В каждой группе ребят практикуется «Час семейного отдыха», когда
дети самостоятельно занимаются своими любимыми делами, обмениваются своим
жизненным опытом с друзьями и взрослыми.
В выходные дни воспитатели проводят с детьми «воспитательские часы», на
которых дети постигают уроки домоводства и обучаются элементарным навыкам
ведения домашнего хозяйства.
Не одно десятилетие в Саянском детском
доме существует хорошая традиция -
фотографирование детей, оформление семейных альбомов, введение в интерьер жилых
помещений фотографий детей. Это в огромной мере способствует формированию
чувства семьи, родного дома. Ведение индивидуальных фотоальбомов позволяет
укрепить кровные связи воспитанников, раскрыть их индивидуальность. Ведь у
многих ребят есть родители, сёстры, братья, тёти, бабушки и просто близкие
люди, с которыми они общаются по телефону, по переписке. А иногда к нашим детям
приезжают родственники, и счастливчиками становятся те, кого берут в гости к
себе домой. После возвращения, конечно же,
восторг и рассказы о том, что такое настоящий дом.
В своей практической работе я часто использую такой приём: прошу ребят, чтобы они закрыли глаза и представили свою семью. Для наших детей выполнить это задание очень трудно. Закрыв глаза, они представляют окружающих сверстников, любимого воспитателя, любимую нянечку, любимого педагога, учителя, взрослого, которые окружают их в повседневной жизни. Потому, что именно их они считают своей родной семьёй. Ведь другой семьи они просто не знают. Лишь единицы из ребят представят родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Поэтому руководство и специалисты детского дома делают всё возможное для того, чтобы наши дети обрели семьи, нашли свои родственные души. Большинство наших детей, которые имеют статус «сирота», занесены в региональную базу данных по усыновлению.
Общеизвестны
трудности адаптации выпускника детского дома интерната для умственно отсталых
детей к самостоятельной жизни.
Большинство из них продолжат свою жизнь в профильных психоневрологических
интернатах. Лишь единицы смогут изменить
свою жизнь, социализироваться в обществе и
создать свои полноценные семьи. И мы, педагоги, испытываем огромную
гордость за наших ребят, которые смогли, выйдя из стен детского дома создать счастливые
самостоятельные семьи, в которых есть счастливые дети.
Семья
– основа всех основ. Но так как наши дети лишены такой семьи, где присутствуют
мама и папа, то на нас – воспитателей, ложится
ответственность за создания таких условий в детском доме, чтобы дети
почувствовали, что мы единое целое, что мы и есть семья. А для этого необходимо
в каждой группе ребят положить свое начало и создать свои семейные ценности и
традиции.