Формирование семейных ценностей у детей в условиях Саянского детского дома интерната

 

 «Семья – это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро».
В.А. Сухомлинский.

Семейное воспитание детей в условиях нашего детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Всем известна роль семьи в  жизни человека.  Это первый коллектив ребёнка,  где  он развивается и где закладываются  основы его взрослой жизни, его будущее. Дети, которые волей судьбы не имеют семьи, основы взрослой жизни получают в  воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, например, в детском доме.

В Саянском детском доме интернате для умственно отсталых детей  воспитываются мальчики и девочки, попавшие сюда из различных  жизненных ситуаций и имеющие особенные возможности физического и психического здоровья. Конечно, детский дом, педагоги, создаваемые условия проживания не могут заменить нашим детям полноценную семью.

В связи с этим наши специалисты ведут поиск таких педагогических средств, которые не компенсируют  отсутствие семьи, а создают  те условия, в которых ребенок адекватно социально развивается, несмотря на отсутствие семьи. Очень важно, чтобы у наших воспитанников  не создавалось искаженное представление о семье. Мы создаём отношение заботы, сотрудничества, поддержки и  взаимной ответственности. Это стало  основными принципами формирования социальности ребенка в нашем учреждении.

Формирование у детей детского дома семейных ценностей – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на выстраивание у воспитанников адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на развитие  умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Главная задача педагогов - индивидуальный подход к детям, принятие их такими, какие они есть, проявление  сочувствия, сопереживания, умение радоваться  успехам каждого, а так же создание  отношения доброжелательности, взаимопомощи среди детей внутри нашего детского дома и в каждой группе детей в отдельности.

Организация проживания детей в детском доме максимально приближена к семейной обстановке: разновозрастные группы детей (от 4 до 18 лет) проживают в отдельных  помещениях (блоках).  Каждый блок имеет своё название: «Хозяюшки», «Олимп», «Радуга», «Непоседы» и др. В каждом блоке проживают группы детей, которые, в свою очередь, тоже имеют свои названия – «Милашки», «Веснушки», «Лидер», «Улыбка» и др.
У каждой группы есть своя игровая комната для игр и отдыха, спальная, хозяйственно - санитарный блок. В каждой игровой комнате есть всё необходимое для создания в сознании ребенка целостного образа дома, для формирования у детей социально необходимых представлений о хозяйственно - бытовой жизни: телевизор, компьютер, мебель, магнитофоны,  ковры, бытовая техника, книги, игрушки, комнатные растения. Любые формы работы строятся через общение и взаимодействие младших и старших, детей и взрослых.

В группах, где есть разновозрастные дети, каждый ребёнок быстрее адаптируется, привыкает к выполнению определенных обязанностей (учеба, самообслуживание, забота старших о младших), и этому способствует весь уклад жизни детей. Объединение детей в разновозрастные группы, закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души, формирует определенные положительные традиции, создает свои семейные ритуалы. Старшие ребята совместно готовят уроки, помогают малышам в выполнении гигиенических моментов, помогают застилать кровать, одеваться на прогулку, играют с ними, что формирует ответственность старших детей по отношению к младшим. Такой благоприятный психологический климат обеспечивает каждому ребенку чувство защищенности в стенах детского  дома, что особенно важно для детей, лишенных семьи.

Педагоги отмечают, что наиболее весомое воздействие на сплочённость детей в группе оказывает совместный труд. Труд самообслуживающий, труд хозяйственно бытовой, труд в природе.

Для каждой категории детей в детском доме педагогами разработаны и апробированы  реабилитационно-воспитательные  программы  по формированию семейных традиций: «В кругу семьи», «Лучшая семья», «Семья и Я», «Моя дружная семья». Эти программы направлены на создание  в детском доме – интернате условий для развития социальных умений общения и способствуют формированию у воспитанников детского дома понятия «семейные ценности». Программы распределены с учётом возрастных и психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний, умений и навыков и включают в себя занятия творчеством, беседы, сюжетно ролевые  игры, семейные праздники.

Большое внимание уделяется способствование  адекватной поло ролевой  самоидентификации детей и подростков (гендерному воспитанию).
Педагоги понимают каждого ребёнка и помогают  ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. У детей формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится. А так же формируются  представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.

Педагогами организуются семейные походы, экскурсии по достопримечательным местам города Саянска, в библиотеки, музеи, выставочные залы, промышленные предприятия. Получатели социальных услуг  посещают кинотеатры, выездные представления, конный дворик, эко ферму села Кимильтей.

Возрождаются традиционные семейные дела: вязание, вышивание, аппликация,  совместный просмотр ТВ - передач, детских фильмов,  обмен мнениями, игры в кругу семьи, празднование значимых событий. Особенно сближают ребят семейные праздники: встреча Нового года, Рождество, гадания в Крещенский вечерок, дни рождения взрослых и детей, проводы в школу, день защиты детей,  встреча гостей, изготовление и дарение подарков, праздничные чаепития с добрыми беседами. Прививается любовь к семейным русским народным обычаям и традициям.

Детям в детском доме предлагается на выбор принадлежность к различным конфессиям. Все воспитанники выбирают православие. Тесное сотрудничество с Саянским Благовещенским храмом  оказывает большое влияние на духовно – нравственное воспитание личности наших детей, что очень важно для нашей большой детдомовской семьи.  Дети посещают храм, соблюдают христианские православные  традиции, празднуют праздники. В детском доме оборудована и освещена молельная комната, в которой есть небольшой иконостас. Наши попечители и прихожане храма – наши добрые старые друзья. Они часто навещают наших детей, общаются с ними, дарят подарки.
Чтобы наши дети имели представление о доме и о семье, педагоги и другие сотрудники детского дома приглашают их в гости, где воспитанники могут воочию увидеть домашнюю обстановку, попить чаю, побеседовать и посекретничать с взрослыми.  Практикуется гостевая семья, где дети навещают своих родственников. Проходят традиционные встречи ребят детского дома и бывших выпускников, проживающих в психоневрологических интернатах, где  сёстры и братья имеют возможность встретиться и пообщаться.

Дети с большим удовольствием готовят для друзей и взрослых семейные представления на основе сказок. Педагоги стараются вовлекать в сказочные инсценировки, как мобильных ребят, так и детей с ограниченными возможностями движений.

Хорошей традицией в детском доме являются «Вечера домашнего чтения», когда по вечерам дети читают свои  самые любимые произведения. В группах, где проживают не читающие ребята, книги читают воспитатели. Это очень сближает детей и взрослых, создаёт в группе тёплую семейную атмосферу. В каждой группе ребят практикуется «Час семейного отдыха», когда дети самостоятельно занимаются своими любимыми делами, обмениваются своим жизненным опытом с друзьями и взрослыми.  В выходные дни воспитатели проводят с детьми «воспитательские часы», на которых дети постигают уроки домоводства и обучаются элементарным навыкам ведения домашнего хозяйства.

Не одно десятилетие в Саянском детском доме существует хорошая  традиция - фотографирование детей, оформление семейных альбомов, введение в интерьер жилых помещений фотографий детей. Это в огромной мере способствует формированию чувства семьи, родного дома. Ведение индивидуальных фотоальбомов позволяет укрепить кровные связи воспитанников, раскрыть их индивидуальность. Ведь у многих ребят есть родители, сёстры, братья, тёти, бабушки и просто близкие люди, с которыми они общаются по телефону, по переписке. А иногда к нашим детям приезжают родственники, и счастливчиками становятся те, кого берут в гости к себе домой. После возвращения, конечно же,  восторг и рассказы о том, что такое настоящий дом.

В своей практической работе я часто использую такой приём: прошу ребят, чтобы они закрыли глаза и представили свою семью. Для наших детей выполнить это задание очень трудно. Закрыв глаза, они представляют окружающих сверстников, любимого воспитателя, любимую нянечку, любимого педагога, учителя, взрослого, которые окружают их в повседневной жизни. Потому, что именно их они считают своей родной семьёй. Ведь другой семьи они просто не знают. Лишь единицы из ребят представят родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.  Поэтому руководство и специалисты детского дома делают всё возможное для того, чтобы наши дети обрели семьи, нашли свои родственные души. Большинство наших детей, которые имеют статус «сирота», занесены в региональную базу данных по усыновлению.

Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома интерната для умственно отсталых детей  к самостоятельной жизни. Большинство из них продолжат свою жизнь в профильных психоневрологических интернатах. Лишь единицы смогут  изменить свою жизнь, социализироваться в обществе и  создать свои полноценные семьи. И мы, педагоги, испытываем огромную гордость за наших ребят, которые смогли, выйдя из стен детского дома создать счастливые самостоятельные семьи, в которых есть счастливые дети.

Семья – основа всех основ. Но так как наши дети лишены такой семьи, где присутствуют мама и папа, то на нас – воспитателей, ложится ответственность за создания таких условий в детском доме, чтобы дети почувствовали, что мы единое целое, что мы и есть семья. А для этого необходимо в каждой группе ребят положить свое начало и создать свои семейные ценности и традиции.